Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
КОЛДОВСТВО И ВЕДОВСТВО


Колдовство и ведовство известны как "древняя религия" и восходят к добиблейским временам. Колдовство можно определить как совершение магических действий‚ запрещенных Богом‚ в небиблейских целях.

На всем протяжении Средних веков колдовство‚ и особенно ведовство‚ переживало расцвет. То было время‚ когда все верили в сверхъестественное и были распространены всевозможные суеверия.

Если кто-либо хотел стать колдуном (ведьмой)‚ он должен был пройти обряд инициации. Некоторые виды инициации были простыми‚ другие весьма сложными‚ но всегда требовалось выполнить два требования. Во-первых‚ инициируемый должен был действовать совершенно добровольно. Во-вторых‚ он должен был почитать дьявола.

Ведьмы обычно были объединены в союзы‚ шабаши (covens). "Английское слово "covens" выходит к 1500 году и является вариантом слова "covens" ("монастырь")‚ Первоначально это слово обозначало просто собрание людей‚ но впоследствии стало применяться почти исключительно к сообществам ведьм".


ОХОТА НА ВЕДЬМ

Одним из самых мрачных периодов европейской и американской истории-это время так называемой "большой охоты на ведьм". Хотя отдельные инстанции‚ преследовавшие ведьм‚ существовали еще в ХII веке‚ настоящая "охота" началась лишь в конце ХV столетия‚ когда произошло два важных события.

Первое - это послание папы Иннокентия VIII (известное как "булла") от 5 декабря 1484 года‚ в соответствии с которым развернулось официальное преследование людей‚ подозреваемых в ведовстве. Эта булла получила широкое хождение: она предоставляла лицам‚ ответственным за наказание ведьм‚ весьма широкие полномочия. Эти лица известны под именем инквизиции.


ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ

Ведьмы более всего чтут день 31 октября - канун Дня всех святых (Halloween)‚ Они верят‚ что в ночь на этот день сатана и его ведьмы обретают наибольшее могущество.

История этою праздника началась за 2 тысячи лет до христианства‚ ее истоки - в обычаях древних друидов на территории современных Британии‚ Франции‚ Германии и кельтских стран. Первоначально этот день был посвящен кельтскому богу Самхайну - повелителю мертвых.

Время поминовения усопших казалось самым подходящим для прославления смерти‚ и оно совершалось как раз в этот день: прославление смерти как чествование бога мертвых. Друиды верили‚ что именно в эту ночь духи усопших посещают свои прежние жилища и живых близких.

Если последние не оставят злым духам пищу‚ то с ними могут произойти всевозможные несчастья. Если духи не получат удовольствия‚ то потом они могут отомстить.

До установления в этих землях христианства день прославления смерти не назывался‚ естественно "Днем всех святых". Этот праздник был впоследствии введен Церковью в память всех святых в ее истории.

Некоторые историки Церкви полагают‚ что канун Дня всех святых был установлен именно 30 октября в противовес языческим пережиткам поминовения усопших1. С тех пор как этот день стал чисто христианским праздником‚ пережитки древних языческих традиций по мере уменьшения влияния Церкви стали возрождаться.

Сегодня День всех святых - вполне мирской праздник‚ повод для карнавала и вечеринок‚ однако истинные ведьмы и колдуны до сих пор сохраняют древние языческие верования и чтут этот день как время особенно страшной колдовской силы.

Как выглядит ведьма? Уильям Уэст‚ английский писатель времен Елизаветы I (ХVI век)‚ дает такое описание:

"Ведьма‚ или колдунья - это женщина‚ которая - будучи обманута дьяволом‚ и заключив с ним союз вследствие его убеждения посулов и лжи‚ считает‚ что она может творить всякое зло умыслом или проклятием‚ а также сотрясать воздух громом и молнией‚ вызывать град и ураган‚ переносить посевы н деревья в другие места может быть унесена своим знакомым духом (который приобретает ложный образ козла‚ свиньи или теленка) в дальние горы за удивительно короткий промежуток времени‚ иногда может летать на метле или на вилах или на каком-нибудь другом предмете и проводить целые ночи подле своего возлюбленного в играх забавах пьянстве‚ танцах‚ развлечениях и разных других дьявольских похотливых удовольствиях‚ произнося тысячи чудовищных кощунств и насмешек".

Вторым событием‚ способствовавшим большой охоте на ведьм‚ было издание в 1486 году Якобом Шпренгером и аббатом Генрихом Крамером книги "Маlleus Маleficarum" ("Молот ведьм"). Она стала настольной книгой "охотников".

Папская булла и "Молот ведьм" привели к трехсотлетнему кошмару. Люди повсюду видели ведьм. У тех‚ кого в этом обвиняли‚ практически не было средств защиты от обвинителей. За этот период по обвинению в ведовстве во всех европейских странах было казнено свыше 100 тысяч человек.

Ведьмы наделялись невиданными способностями‚ так что страх вследствие этого был всеобщим‚ Но самый большой ужас вызывало колдовство-способность ведьм вызывать болезнь и смерть.

Роджер Харт в связи с этим пишет:

"Легко вообразить‚ что во времена‚ когда медицина находилась в зачаточном состоянии‚ очень многие болезни могли расцениваться как результат колдовства: паралич‚ тризм (патологическое сжатие) челюстей‚ лихорадка‚ анемия‚ склероз‚ эпилепсия‚ истерия. Симптомы этих болезней пугали как необразованных‚ так и образованных людей".

К этому списку можно добавить "пляску святого Витта" (Хорея Хантингтона) и синдром Туретта. Первая‚ как правило‚ наблюдается у лиц старше 30 лет. Страдающие этой болезнью отличаются странными‚ непроизвольными движениями тела‚ припадками гнева‚ слабоумием.

У больных часты беспричинные приступы хохота они кричат‚ как дети‚ и бесконечно болтают. Поэтому легко понять‚ что такие больные легко воспринимались как жертвы колдовства или как ведьмы. Пляска святого Витта-наследственное заболевание‚ и это убеждало суеверных людей‚ что наговор передается детям.

Синдром Туретта - редкое заболевание‚ которое обычно начинается в детстве‚ У страдающего им появляются - непроизвольные движения мускулов по всему телу‚ а особенно на лице. Больной также может подергивать и топать ногами. Делая устрашающее лицо‚ большой‚ помимо воли‚ издает странные звуки-вопли‚ хрюканье‚ ругань. Все эти проявления находятся вне контроля больного‚ но представляются невежественному человеку признаками ведьмы.

Не избежала большой охоты на ведьм и Америка‚ Роджер Харт пишет:

"Вероятно‚ ни один эпизод охоты на ведьм не привлек такого внимания‚ как тот‚ что имел место в Салеме в Новой Англии в 1692 году. Эта американская охота на ведьм примечательна не только большим числом обвиненных людей (Салем-маленький городок)‚ но и своей поздней датой".

Хотя в Салеме насчитывалось всего 100 домовладений‚ процент осужденных за ведовство был огромен. Говорит историк Р. Х. Роббинс:

"Так или иначе‚ колокол Салема‚ местечка с сотней домовладений‚ прозвучал оглушительно. Во время истерии было арестовано почти 150 человек. Поиски в судебных архивах не оставляют в этом сомнении. После того‚ как а течение долгого времени каждого узника принуждали к показаниям‚ тридцать один человек был осужден‚ не считая Сары Черчилль и Мэри Уоррен‚ которые вскоре отказались от своих показаний. Суд приговорил к смертной казни тридцать одного обвиняемого‚ среди которых шестеро мужчин. Девятнадцать были повешены. Из оставшихся двенадцати двое (Сара Осбори и Аина Фостер) умерли в тюрьме: одна (Джилс Кори) была замучеиа до смерти, одна (Титуба) пожизненно содержалась в тюрьме без приговора. Двоим (Эбигейл Фолкнер и Элизабет Протор) исполнение наказания было отложено ввиду беремености‚ и они прожили еще довольно долго. Одна (Мэри Бредбери) после приговора убежала из тюрьмы‚ пятеро остальных покаялись и обеспечили себе снисхождение".

Четырнадцать лет спустя одна из обвинительниц - Анна Патнем-взяла свои обвинения обратно‚ заявив‚ что она и прочие повинны в гибели невиновных людей.

Большая охота на ведьм в средние века примечательна по многим причинам. Во-первых‚ она продолжалась 300 лет и стоила сотен тысяч жизней. Она захватила эпоху‚ когда возродился интерес к знанию.

В этом безумии участвовали не невежественные глупцы‚ а скорее самые образованные люди того времени. Среди них - ученые‚ философы‚ юристы: это свидетельствует о том‚ что суеверия и предрассудки не знают границ с точки зрения образования.

К сожалению‚ преследования исходили от тех‚ кто исповедовал христианство и действовал во имя Бога. Отрывки из Писания‚ которые должны были обосновать охоту на ведьм‚ толковались произвольно и совершенно вне контекста. Уголовное преследование подобных преступлений в Ветхом Завете было частью действовавшей тогда в Израиле системы теократии.

Царем Израиля был Господь Бог: Он имел право определять преступления против Его священного и суверенного государства и наказания за них. Тот‚ кто занимался колдовством‚ соединялся с сатаной‚ врагом Бога. Такое соединение было изменой по отношению к правительству Израиля‚ правительству‚ руководимому Самим Богом.

Даже сейчас измена нередко карается смертью. Однако‚ поскольку сейчас государство не является теократией‚ то есть не управляется непосредственно Богом‚ определенные в Ветхом Завете наказания применяться не могут‚ колдовство и сейчас зло и мятеж против Бога. Но это не государственная измена. Иисус Христос предупреждал‚ что физическая смерть ни в коем случае не окончательное наказание.

Те‚ кто практикует колдовство и ведовство‚ показывая тем самым‚ что они отвергают Иисуса Христа‚ должны помнить Его предостережение: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь лучше могущего и душу и тело погубить в геенне" (Мф 10:28).


КОЛДОВСТВО СЕГОДНЯ

Хотя охоты на ведьм и судебных процессов над ними больше нет‚ колдовство и ведовство живы‚ современная ведьма имеет мало общего со стереотипом‚ сложившимся в Средние века‚ - многие‚ кто занимается этим ремеслом‚ являются обыкновенными членами общества. Возникает вопрос: почему? Почему возродился интерес к ведовству и охватил как необразованные‚ так и образованные слои? Дэниэл Коэн указывает на две причины: "Первая - это извечный интерес к магическому‚ надежда‚ пускай смутная‚ что существуют таинственные манипуляции‚ с помощью которых можно добиться власти‚ денег‚ любви‚ причем быстро и просто. Вторая причина в том‚ что колдовство-это мятеж и ниспровержение устоявшихся верований‚ институциональной религии‚ науки и рационального мышления. Историческая взаимосвязь между колдовством‚ с одной стороны‚ и наркотиками и сексом‚ с другой‚ также несомненно оказывается привлекательной. Здесь мы видим комплекс верований‚ который якобы является частью очень древней религии. И это религия‚ в которой наркотики и свободная сексуальность не только не осуждаются‚ но‚ напротив‚ поощряются.

Несмотря на широкую рекламу и организованные сообщества ведьм‚ эта деятельность все еще не принимается всерьез
".

Современное ведовство мало похоже на средневековое и тем более на колдовство в примитивных обществах. Оно имеет сравнительно недолгую историю (последние 200 лет)‚ охватывает сотни учений и практик и насчитывает сотни тысяч последователей. Объединяющий их момент - это вера в действия‚ которые в Библии запрещены Богом как оккультные‚ и совершение их.

"Два десятилетия назад‚ как и в предшествующие века‚ ведьмы не имели успеха в обществе. Большинство людей считали ведовство чем-то вроде суеверия и не доверяли ему‚ Охота на ведьм‚ как и ведьмы на помеле‚ находились где-то на периферии общественного сознания.

Теперь в связи с бурным ростом в нашей культуре интереса к оккультному положение изменилось. Десятки тысяч людей по всей Америке‚ в том числе лица с учеными степенями‚ вовлечены в ведовство‚ сатанизм‚ вуду и во всевозможные формы белой и черной магии. Ведьмы открыто появляются на телевидении‚ Говорят‚ что каждая средняя школа имеет свою ведьму. В Кливленде вы можете нанять ведьму для того‚ чтобы она оживила вечеринку‚ белую магию практикуют в США 80 тысяч человек‚ из них 6 тысяч в одном только Чикаго.

Здесь немало смешного‚ но‚ к сожалению‚ далеко не все. Раскрывается одно убийство за другим‚ в которых убийцы прямо заявляют‚ что поклоняются Сатане. Полиция находит все больше свидетельств жертвенных убийств животных‚ а также человеческих жертвоприношений".


БИБЛИЯ И КОЛДОВСТВО

Как в Ветхом‚ так и в Новом Завете не раз упоминаются колдовство и ведовство и говорится‚ что эти действия строжайше запрещены Богом‚ Библия осуждает все формы колдовства‚ включая ворожбу‚ астрологию‚ гадание по внутренностям человека и животных. В следующих фрагментах описываются различные формы колдовства‚ осуждаемые Богом.

1. "Ворожеи не оставляй в живых" (Исх 22:18).

2. "Не ешьте с кровью: не ворожите и не гадайте" (Лев 19:26).

3. "Не обращайтесь к вызывающим мертвых‚ и к волшебникам не ходите‚ и не доводите себя до осквернения от них‚ Я Господь‚ Бог ваш" (Лев 19:31).

4. "Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь‚ прорицатель‚ гадатель‚ ворожея‚ чародей‚ обаятель‚ вызывающий духов‚ волшебник и вопрошающий мертвых... Ибо народы сии‚ которых ты изгоняешь‚ слушают гадателей и прорицателей: а тебе не то дал Господь‚ Бог твой" (Втор 18:10-11,14).

5. "И проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь‚ и гадали‚ и волшебствовали‚ и предались тому‚ чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его" (4 Цар 17:17).

6. "Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих‚ которыми ты занималась от юности твоей‚ может быть‚ пособишь себе: может быть‚ устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям‚ и спасут тебя от того‚ что должно приключиться тебе" (Ис 47:12-13).

7. "И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей‚ и своих сновидцев и своих волшебников и своих звездочетов‚ которые говорят вам: "не будете служить царю Вавилонскому". Ибо они пророчествуют вам ложь‚ чтоб удалить вас из земли вашей‚ и чтоб Я изгнал вас и вы погибли" (Иер 27:9-10).

8. "Прошедши весь остров до Пафа‚ нашли они некоторого волхва лжепророка. Иудеянина‚ именем Вариисуса‚ который находился с проконсулом Сергием Павлом‚ мужем разумным. Сей‚ призвав Варнаву и Савла‚ пожелал услышать слово Божие‚ а Елима волхв‚ ибо то значит имя его‚ противился им‚ стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл‚ он же и Павел‚ исполнившись Духа Святого и устремив на его взор‚ сказал: о‚ исполненный всякого коварства и всякого злодейства‚ сын диавола‚ враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?" (Деян 13:6-10).


Примечание:

1 - Православная Церковь чтит память всех святых в следующее воскресенье после дня Святой Троицы. Празднуя день Святой Троицы, христиане вновь переживают благодатное исхождение Святого Духа на Церковь в день Святой Пятидесятницы (см. Деян. глава 2) и для них этот день является "днем рождения Церкви". Святые это прямое доказательство того, что спасение стало реальностью, а потому в следующее за Троицей воскресение Церковь чтит всех, кто пострадал, подвизался за Христа и Его Церковь. Это торжество живых, а не день усопших. У старообрядцев сохранился древний обычай христосываться со святыми, так в течении празднования Пасхи (сорок дней до Вознесения), они прикладываясь к иконам, обращаются ко святым со словами: "Христос воскресе!!!", это живое свидетельство веры в слова Христа: "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22:32).


© Джош Макдауэлл
© из книги Мир Оккультного
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz